Авиакомпания «Россия», входящая в группу «Аэрофлот», начала анализ стоимости эксплуатации российского двигателя ПД-8 и франко-российского SaM146 для самолетов SSJ-100.
Как сообщил гендиректор перевозчика Ян Бург, сравнение включает топливную эффективность, стоимость техобслуживания, запасных частей, подменных двигателей, длительность ремонта и другие параметры. Итоги анализа, которые определят целесообразность перехода на ПД-8, ожидаются к концу 2025 года.
В парке «России» находится 78 самолетов SSJ-100, что делает её крупнейшим эксплуатантом этого типа в мире. Изначально SSJ-100 закупал «Аэрофлот», но в 2021 году передал их «России» для развития региональных хабов в Красноярске и Сочи. SaM146, используемый на SSJ-100, создавался совместно французской Snecma (горячая часть) и НПО «Сатурн» (холодная часть). Двигатель критиковали за низкую надёжность: после 2–4 тыс. часов полёта возникали трещины, требующие ремонта стоимостью 2–5 млн долларов, вместо заявленных 7,5–8 тыс. часов. После санкций 2022 года поставки французских комплектующих прекратились.
ПД-8, разработка которого началась в 2019 году, предназначен для SSJ-100 и Бе-200. Его директивная цена составляет 1 млрд рублей. В марте 2025 года SJ-100 с ПД-8 совершил первый полёт, начав лётные испытания. Поставки импортозамещённых самолетов запланированы на 2026 год.
«Когда двигатель разрабатывается, его создатели используют гипотезы о ресурсе его комплектующих и других параметрах. Заложенные в конструкцию решения должны обеспечить достижение этих параметров. Никогда двигатель с завода не выходит сразу с полным ресурсом. Например, если в модель заложено целевое значение ресурса 20 тыс. циклов, первый двигатель, скорее всего, будет выпущен с ресурсом 500 циклов. Двигатели, которые проходят испытания и не идут в коммерческую эксплуатацию, нарабатывают часы и циклы, потом их разбирают или иными методами определяют, как ведут себя детали. Также оцениваются результаты эксплуатации двигателей, находящихся в коммерческой эксплуатации, и нередко по результатам этой оценки уже в эксплуатации выполняются доработки», — отметил Ян Бург.
Напомним, импортозамещённые версии российских самолётов Ту-214 и Ил-114-300 активно проходят сертификационные испытания. По данным Объединённой авиастроительной корпорации, только за последний месяц Ту-214 совершил 14 полётов, а общий счёт достиг 40.