Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) рассматривает возможность взимания платы с компаний за лицензии на осуществление коммерческих космических запусков и возвращение аппаратов. Это решение направлено на укрепление финансовой базы агентства, которому необходимо успевать за стремительным ростом частного сектора космонавтики.
Согласно проекту закона о бюджете, представленному сенатором Тедом Крузом (республиканец от Техаса), Управление коммерческих космических перевозок FAA (AST) начнёт взимать сборы с 2026 года. Планируется, что платежи будут вводиться постепенно в течение восьми лет, а затем ежегодно корректироваться с учётом инфляции. Средства поступят в целевой фонд, предназначенный для покрытия операционных расходов AST.
Инициатива Круза затрагивает федеральные ведомства, подотчётные Сенатскому комитету по торговле, который он возглавляет, включая FAA и NASA. Ранее сенатор выступал за сохранение таких проектов, как Space Launch System (SLS), корабль Orion и лунная орбитальная станция Gateway. Эти программы администрация Трампа планировала свернуть после двух пилотируемых миссий к Луне.
Бюджетный запрос администрации Трампа на 2026 финансовый год предусматривает выделение AST лишь $42 млн из общего бюджета FAA в $22 млрд. В 2024 и 2025 годах управление получало аналогичный объём финансирования, что на фоне инфляции фактически означает сокращение бюджета. При этом с 2021 по 2024 год бюджет AST увеличился с $27,6 млн до $42 млн. Однако компании, включая SpaceX, неоднократно жаловались на неспособность агентства оперативно обрабатывать заявки в условиях роста числа запусков.
Статистика наглядно демонстрирует масштаб изменений: в 2015 году при бюджете AST в $16,6 млн FAA выдало лицензии на 11 коммерческих операций. К 2024 году их число выросло до 164, а в 2025 году ожидается более 200 запусков и возвращений. Значительную часть из них обеспечивает ракета Falcon 9 компании SpaceX.
Введение лицензионных сборов, по мнению авторов законопроекта, позволит FAA сохранить финансовую устойчивость и повысить эффективность регулирования сектора, который становится ключевым драйвером развития космической индустрии США.